ВВЕДЕНИЕ Прим.: В этой статье речь идёт только об ЭлектроПневматическом Оружии, далее сокращённо - ЭПО или AEG, как правило, фирмы Tokyo Marui.
Тюнинг предназначен для модернизации ЭПО в соответствии с Вашими потребностями. Также тюнинг делает процесс коллекционирования ЭПО более увлекательным и заметно обостряет нетерпеливость в предвкушении очередного выезда "на войну". Но насколько любой тюнинг добавляет весомости (в прямом и переносном смысле) шаромёту, настолько же он и опустошает карман своему обладателю.
Хочется сразу заметить, что, модернизируя одну функцию оружия, за этим, если не принять адекватных мер, последует пропорциональное снижение Тактико-Технических Характеристик в других областях.
Например, Вы хотите увеличить дульную энергию ЭПО. Но за это придётся расплачиваться снижением скорострельности. Или, желая увеличить крутящий момент, Вы ставите более мощный двигатель - и, как побочный результат получаете уменьшение времени работы с тем же аккумулятором (особенно ощутимо при малой ёмкости аккумулятора).
Постарайтесь чётко определиться в приоритетности для Вас тех или иных характеристик ЭПО и надеемся, что, учитывая изложенное здесь, Вы без труда подберёте себе наиболее приемлемый вариант тюнинга, согласованный также и с Вашим стилем игры.
Есть три направления модернизации ЭПО:
1. Мощность
2. Скорострельность
3. Звук
4. Внешний вид
Мощность (дульная энергия) ЭПО возрастает благодаря более жёсткой Пружине и снижению потерь воздуха в связке Поршень-Цилиндр-Ствол-BB(шарик). (Так как это наиболее широкое направление, данная статья большей частью посвящена ему).
Скорострельность (её увеличение) напрямую зависит от передаточного отношения Шестерён, снижения жесткости Пружины и повышения напряжения Аккумуляторной Батареи.
Звук можно изменить не только используя Глушитель, но и установив специальные Головку Цилиндра и Головку Поршня. Так же, при замене стандартных деталей корпуса (ствольной коробки, например) на иные - "звучание" ЭПО может существенно измениться. Степень искажения звукового рисунка зависит в большой степени от применяемых материалов.
Для начала полезно представить себе принцип действия ЭПО. Условно можно поделить весь процесс на два этапа.
1. Сжатие Пружины. Аккумуляторная Батарея питает ЭлектроДвигатель, который, вращаясь, приводит в движение Шестерни, последняя из которых, спаренная с зубчатым сектором, перемещает Поршень в крайнее заднее положение и сжимает Пружину. В каком-то месте зубья сектора кончаются, что позволяет Пружине разжаться и реализовать выстрел.
2. Выстрел. Пружина, распрямляясь, толкает Поршень вперёд, сжимая воздух в Цилиндре. Через отверстие в Головке Цилиндра воздух проникает в Шароприёмник, и увлекая Шарик (BB), через Ствол, вылетает наружу. (Шарик при этом досылается соском, связанным планкой с шестернёй редуктора).
Качество используемой Батареи так или иначе влияет на большинство параметров в ЭПО. Штатная АКБ (обычно это NiCd 8.4V/600mAh или 1300mAh), после модернизации ЭПО уже не может обеспечить приемлемых показателей темпов стрельбы и длительности работы. Ведь при использовании более жёсткой пружины увеличиваются затраты энергии на её сжатие.
Для достижения гармонии требуется АКБ с повышенными характеристиками. Это значит, что, при тюнинге в 120-130% как минимум, необходима батарея с ёмкостью порядка 1500mAh и выше, при 8.4V. При 150-180% пружине стоит озаботиться приобретением 9.6V аккумулятора (в этом случае можно обойтись даже 600mAh, но надолго ли этого хватит?). Если тюнинг достигает 200-250% то тут актуальными становятся АКБ 9.6V/1300-1700mAh или 10.8V/600-1500mAh. И уж никак не обойтись без 12-вольтовой батареи в случае экстремального тюнинга (300-350%), если, конечно вас не устраивает полуавтоматическая стрельба при переводчике огня, выставленном на "Auto".
Основным производителем аккумуляторов в Японии является фирма SANYO. Как правило, АКБ для ЭПО собирается из необходимого числа селектированных NiCd банок по 1.2V соответствующей ёмкости. На особо ёмких батареях (>1500-2000mAh), используют NiMH, что влечёт некоторое возрастание цены и необходимость применения иного зарядника.
Следует помнить, что у каждого из этих типов аккумуляторов есть свои плюсы и минусы:
# NiCd-аккумулятор лучше работает в широком диапазоне температур;
# имеет длительный срок службы - свыше тысячи циклов заряда/разряда;
# малочувствителен к неправильной эксплуатации;
# легко восстановим при понижении ёмкости и после длительного хранения. Но при этом NiCd-батарея требует полного разряда перед каждой зарядкой и периодического глубокого разряда для устранения "эффекта памяти". Также ей свойственен высокий саморазряд (до 10% за первые 24 часа и далее по 1% в день). При длительном хранении её следует немного подзаряжать раз в полгода.
NiMH-аккумуляторы хороши тем, что, обладают повышенной (до 30%) ёмкостью, при тех же габаритах, что и NiCd, и в тоже время, имеют меньшую склонность к "эффекту памяти", чем NiCd-аккумуляторы. Но эти преимущества парируются более высокой ценой; снижением циклов заряда/разряда (примерно до 500) и сильным саморазрядом (выше в 1,5-2 раза).
Li-Ion и li-Pol батареи не применяются в AirSoft-e в силу их неспособности выдавать большие токи.
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (ЭД)
Аккумуляторная Батарея питает ЭлектроДвигатель . Функция ЭД заключается в создании и передаче крутящего момента на Шестерни. Большинство ЭПО использует Двигатели, производимые (вернее перемаркированные) Marui, или аналогичные им. На сегодняшний момент наиболее распространены ЭД трёх типов: EG560, EG700, и EG1000. С недавних пор стали доступны и более продвинутые двигатели под марками Hummer и Systema - с разными характеристиками, позволяющие подобрать соответствующий двигатель для любого тюнинга.
Наиболее доступный на сегодняшний день для применения в тюнинге, мотор EG1000 характеризуется не только высоким крутящим моментом, но и, естественно, большим расходом энергии. Наиболее ценное качество этого Двигателя, с точки зрения модернизации оружия, в его устойчивости к перегрузке.
Благодаря последнему качеству стало возможным применять АКБ с напряжением до 12V. Что, в свою очередь, позволяет Двигателю легче справляться с сопротивлением Пружины и поддерживать скорострельность на должном уровне.
ПримечаниеЗдесь сознательно употребляется понятие "Скорострельность", так как термин "Темп Стрельбы" подразумевает максимально возможное количество выстрелов, сделанное за единицу времени (скажем за минуту) без учёта прицеливания, времени на перезарядку ("бесконечный магазин") и др. эксплуатационных нюансов, т.е. как бы в идеальных условиях.
Применительно к серьёзно тюнингованному ЭПО, Скорострельность (практическая) будет означать максимально возможное количество выстрелов с учётом интенсивного перегрева Проводов и Двигателя (что наблюдается даже с 8.4V АКБ и Проводами пониженного сопротивления). Например, при 200% Пружине после очереди в 50-80 шаров будет просто сгорать Предохранитель. Пожалуйста, учитывайте это.
ШЕСТЕРНИ (ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА)
Как уже было сказано, крутящий момент от Двигателя передаётся на Шестерни. Их функция состоит в том, чтобы отводя назад Поршень, сжать Пружину.
ЭД взаимодействует с Первой Шестернёй - конической (назовём её так, хотя все три шестерни - сдвоенного типа). Она, в свою очередь, прямозубой своей частью, вращает Вторую Шестерню, которая приводит в движение Третью, или Поршневую Шестерню, спаренную с зубчатым сектором.
Ось каждой Шестерни опирается на пару втулок - подшипников скольжения (всего их 6 шт.). Обычно, стандартные пластиковые втулки заменяют металлическими (лучше бронзовыми). Подшипники качения годятся только на младших тюнингах - из-за люфтов шарикоподшипника при мощной пружине могут возникнуть прекосы осей шестерен.
Понятно, что если Шестерни не будут достаточно надёжны, чтобы противостоять сопротивлению тюнинговой пружины, то редуктор будет сломан. Поэтому Шестерни, даже будучи сделаны из гораздо более прочного материала, чем силумин, должны иметь более широкие и более толстые зубья. Что уже само по себе влечёт снижение скорострельности из-за увеличения веса Шестерен. Но взамен, Вы сможете оснастить свой AEG мощной пружиной, которая повысит скорость BB. Однако, если Вы стремитесь к повышению именно скорострельности, то вы должны установить редуктор с другим передаточным числом, более тонкими и облегчёнными (с вентилированными отверстиями) Шестернями ("Hi-Speed"). При этом, конечно, придётся отказаться от возможности установки очень жёсткой пружины.
Как бы хорошо ни были изготовлены зубья цилиндрических Зубчатых колёс, при их зацеплении неизбежно происходят удары, отчего они быстро изнашиваются. Поэтому в передачах, испытывающих большие нагрузки, применяют косозубые Шестерни. Зацепление зубьев у таких колёс происходит плавно, без ударов (ударный момент гасится скольжением по диагонали с большим пятном контакта), что позволяет существенно повысить обороты. Это особенно актуально в редукторах, рассчитанных на приемлемую скорострельность (600-800 выстрелов в минуту) совместно с использованием мощных Пружин.
Особо хотелось бы отметить Шестерни "Super Torque Up", которые предназначены для использования с мощными Пружинами. Внешне их отличает меньшее количество зубьев по сравнению со стандартными. Для их установки придётся немного поработать напильником в GearBox-е.
ПримечаниеВторая (прямозубая цилиндрическая) Шестерня испытывает самую большую нагрузку из-за сильного давления Первой (конической) Шестерни, с одной стороны, и огромного сопротивления Пружины, передаваемого через Зубчатый сектор Третьей Шестерни, с другой стороны.
ПРУЖИНА
Назначение Пружины состоит в перемещении Поршня вперед. Когда Поршень, который находится перед Пружиной, смещается назад зубчатым сектором, он сжимает Пружину. Когда Пружина распрямляется, она, естественно, толкает Поршень вперед.
В большей степени именно от Пружины напрямую зависит величина дульной энергии ЭПО. Чем жёстче Пружина, тем выше скорость полёта шарика и ниже скорострельность. Обычно для изготовления усиленной Пружины используют более толстый прут или увеличивают число витков. Для повышения эффективности и надёжности применяется неравномерная навивка. В силу того, что оба конца Пружины относительно мягкие, это позволяет компенсировать удар, производимый разжимающейся пружиной и стабилизировать систему.
Жёсткость Пружины обозначается в процентах к стандартной, или числовым значением, приблизительно соответствующим скорости Шара весом 0.20 гр. при данной Пружине. Например, Пружина M130 при установке с соответствующими компонентами способна выдать 130 м/с.
Пружина Systema
M90
M100
----
M120
M130
M140
M150
M160
Пружина PDI
100%
120%
150%
M170%
M210%
M240%
M270%
M300%
Примерно м/с (0.20g)
90
100
110
120
130
140
150
160
ПримечаниеСкорость может и больше заявленной - с увеличением КПД при помощи особых смазок, уменьшении калибра ствола и т.п. И наоборот, применение всяких "антуражных наворотов" однозначно ухудшает характеристики. Например, навеска Глушителя (эффективного!) съедает до 5 м/с и влияет на кучность. При установке Утяжелённого Поршня "Hard Recoil" скорость снижается на 20-30м/с (!).
В качестве минимального тюнинга можно использовать пружину M100. Благо, стандартные шестерни могут достаточно долго выдерживать такую перегрузку.
НАПРАВЛЯЮЩИЙ ШТОК ПРУЖИНЫ
Направляющий Шток Пружины предназначен для обеспечения правильного сжатия Пружины, так как она при сжатии имеет обыкновение "горбатиться". Вариант для тюнинга отличается от штатного не только более качественным исполнением, но и наличием шарикового подшипника нажимного действия в основании для облегчения вращения усиленной Пружины вокруг своей продольной оси.
ПОРШЕНЬ
Функция Поршня заключается в сжатии воздуха в Цилиндре. Поршень сделан из двух частей, тела и головки. Тело сделано из полимера, чтобы снизить вес, а первый зуб рейки, для повышения износоустойчивости, сделан из металла, так как в конце процесса сжатия пружины ему приходится взаимодействовать в одиночку (хотя и кратковременно) с металлическим зубчатым сектором Третьей Шестерни.
Выпускаются также, для любителей острых ощущений и тяжёлые металлические Поршни Hard Recoil, имитирующие отдачу, снижающие мощность и разрушающие автомат в считанные дни.
Примечание: При использовании косозубых шестерен Toque-Up ширина поршневых зубьев должна быть уменьшена. (Просто косозубая часть шестерни для увеличения крутящего момента сделана с большим количеством зубьев, следовательно - большего диаметра).
ГОЛОВКА ПОРШНЯ
Головка Поршня выполнена из лёгкого сплава (или из пластика) и крепится на переднюю часть поршня, для предотвращения прорыва воздуха между стенками цилиндра и поршнем.
Головка Поршня комплектуется подшипником нажимного действия. Он устанавливается при монтаже Головки Поршня вовнутрь Поршня и служит опорой для первого витка Пружины.
На торцевой части Головки находятся специальные отверстия воздуховодных канальцев - через них при движении Поршня вперёд происходит наддув резинового уплотнительного кольца, улучшая тем самым его прилегание к стенкам Цилиндра. И чем больше давление нарастает в Цилиндре, тем меньше воздуха просачивается назад, вдоль Поршня. Такая система применена для того, чтобы на обратном ходу уплотнительное кольцо (будучи изначально ощутимо меньше внутреннего диаметра Цилиндра) не создавало лишнего сопротивления при сжатии Пружины. (Можно было и просто подогнать хорошенько поршень с цилиндром, но это бы сразу отразилось на цене изделия).
Помимо стандартного типа Головки, есть ещё два типа Головок Поршня: "антуражная" и бесшумная. Первый тип не имеет резинового буфера в передней части. Благодаря чему, на конечном этапе своего движения вперёд, она бьёт по Головке Цилиндра, создавая некое подобие звука выстрела.
Бесшумная Головка напротив, снабжена буфером из особой резины. При применении с соответствующей Головкой Цилиндра это позволяет значительно снизить шум механизма. Этот вариант может заинтересовать тех из Вас, кто предпочитает скрытные действия.
ЦИЛИНДР
В Цилиндре воздух сжимается и направляется в Сопло. Цилиндры изготавливаются сверлением с последующей полировкой. Помимо Цилиндров стандартного объёма, существует ещё несколько типов Цилиндров.
Первый тип - аналогичен стандартному по всем габаритам.
Другой тип, "Bore-Up"- ориентирован на сжатие большого объема воздуха для мощных длинноствольных тюнингов. Их отличие в увеличенном внутреннем диаметре, что требует Головок Поршня и Цилиндра соответствующего размера.
К третьему типу относятся "высокоскоростные цилиндры", с уменьшенным объёмом, предназначенные в первую очередь не столько для скоростного тюнинга, как могло бы показаться, сколько для использования в короткоствольном оружии.
Дело в том, что использование одного и того же типа компрессора в ЭПО с разной длиной стволов (например, H&K G3 и H&K MC51) влечёт несоответствия расхода воздуха. То есть при установке Bore-Up цилиндра в компрессор H&K MC51 почти половина объёма воздуха покидает ствол значительно позже шарика, не принося никакой пользы. Решение заключается в высверленном отверстии сбоку Цилиндра. При движении Поршня в Цилиндре вперёд, до пересечения с отверстием, воздух не сжимается и только после перекрытия отверстия начинается процесс нагнетания воздуха. Вполне естественно, что Hi-Speed Цилиндр способствует некоторому повышению скорострельности.
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА
Через Головку цилиндра, или вернее, её сопло проходит воздух, сжатый в цилиндре, и направляется в Ствол. На сопло насажен Сосок, который, перемещаясь вперёд Толкателем (Планкой), (приводимым в движение штифтом на третьей Шестерне), входит в шароприёмник и досылает BB в его переднюю часть, к Hop-Up.
Головки цилиндра выпускаются в нескольких вариантах. Есть, помимо стандартного размера, версия с увеличенным диаметром сопла, для больших объёмов воздуха. А также производится, уже упоминавшийся, тип Головки цилиндра с обрезиненным дном для снижения звука выстрела (из-за особой формы применяется только с соответствующей Головкой поршня).
Усиленная версия Толкателя (Планки) Соска обычно входит в комплект Full TuneUp Kit, и по внешнему виду не отличается от стандартной - лишь несколько жестче.
ШАРОПРИЕМНИК
Основное (первоначальное) предназначение данной детали заключается в направлении BB от горловины Магазина к оси канала Ствола. Но, благодаря интегрированию в шароприёмник регулируемой системы закрутки шара "Hop-Up", в зарубежных публикациях весь этот узел в целом стал называться "Hop-Up".
С началом выпуска фирмой Marui M4A1/M16A2 появился разъёмный Hop-Up, позволяющий "переламывать" оружие аналогично прототипу (для чистки и ухода). Сам Hop-Up, как устройство для закручивания шарика (что улучшает его устойчивость в полёте и сглаживает траекторию) находится в передней части шароприёмника, куда, собственно, и вставляется Ствол.
Если очень хочется, можно купить металлический блок (неразъёмного типа) Hop-Up вместо штатного пластикового. Часто он идёт в комплекте с Metal Body для M4A1/M16A2 от Systema, но надо иметь в виду, что он не позволит уже легко "переломить" винтовку для извлечения, скажем, застрявшего шара.
СТВОЛ
Ствол - одна из важнейших деталей тюнинга. Чаще всего он изготовляется из стали (иногда называемый титановым в рекламных целях) или латуни (как и стандартный) сверлением с последующими тефлоновым напылением и полировкой канала. Улучшение качества внутренней полировки тюнингового Ствола позволяет уменьшить его калибр, что означает увеличение компрессии (а значит и КПД) в Стволе при использовании боеприпаса стандартного типа. Но в первую очередь возрастает кучность.
Неудобствами такого Ствола являются ощутимая привередливость к качеству шариков и несколько возросшее сопротивление разжимающейся Пружине.
Ствол - фактически единственная деталь из всего тюнинга, которая может быть установлена в стандартное ЭПО с минимальными трудозатратами, и в тоже время реально повысить характеристики оружия. Ассортимент тюнинговых Стволов фактически охватывает всю гамму AirSoft-оружия - от пистолетов до снайперских винтовок.
ТОЖЕ ТЮНИНГ
Вполне естественно, что увлечение тюнингом не ограничивается преобразованием только лишь электромеханических деталей ЭПО. Многим не даёт покоя хрупкость шаромётов. Вполне понятно желание избавиться от ощущения пластмассовой игрушки. Поэтому желающие могут (за очень дополнительную плату) заменить стандартный пластик на эксклюзивные металлические или деревянные детали в своих пистолетах, винтовках и автоматах. Помимо повышения надёжности, также, в большинстве случаев клейма, отделка и функционирование всяких приятных мелочей типа целика или шторки окна экстрактора мало чем отличаются от оригинала.
Проявляется также тенденция к скрупулёзному устранению недоработок оригинального производителя. Примером может служить насыщенность рынка AirSoft-а всяческими приспособлениями для ликвидации люфта ствола на Marui`s M-16A2/M-4A1.
Но не всё так благополучно в этой области. Некоторое время назад фирма FASTEC, специально для установки сверхмощных пружин (до 350%), выпускала усиленный Gearbox type2 (корпус компрессора, используемый в Маруевских M-16, MP-5 и др.). Но фирма Tokyo Marui, мотивируя тем, что данный тип Gearbox-а (его устройство и форма) является её собственной разработкой, через суд настояла на прекращении производства столь ценной для любителей крутого тюнинга детали.
Вообще, в последнее время в политике Marui наблюдается тенденция удушения всех фирм, которые так или иначе могут покуситься на кусок AirSoft-рынка, используя усовершенствованные идеи самой Tokyo Marui. В связи с этим многие производители тюнинга, деталей и аксессуаров для AirSoft-а обосновались в Китае и Тайване - подальше от юрисдикции главного производителя Airsoft-оружия - фирмы Tokyo Marui, а следовательно, от цивилизованного рынка. Эта склока уже сейчас отзывается в наших краях тем, что некоторые детали просто невозможно заказать. Например, Metal Body для M16A1.